Регистрация штрих-кодов в Российской Федерации
Штрих-код – монохромное изображение на упаковке товара, состоящее из полок разной ширины и цифр. В штрих-коде может быть зашифрована самая различная информация, начиная от страны изготовителя и заканчивая данными о стоимости товара и ставке НДС.
Цифры, стоящие в начале штрих-кода означают код страны. Ведомством, определяющим, какой стране будет соответствовать то или иное сочетание цифр, является Международная Ассоциация европейской системы кодирования. На товары российского производства ставится трехзначный штрих-код от 460 до 469.
Зачем необходима регистрация штрих-кодов?
Для чего необходима регистрация штрих-кодов? После 3-х-значного кода страны следует код предприятия, который может состоять из 4 или 5 цифр (определяется Торговой палатой страны-изготовителя). В России код предприятия присваивается Ассоциацией автоматической идентификации при Торгово-промышленной палате (ЮНИСКАН).
Цели использования штрих-кодов:
- В короткий срок получить данные о товаре и занести их в общую базу данных предприятия;
- Осуществлять полный контроль учета товаров на складах;
- Использование штрих-кодов в пунктах продаж, позволяет производить учет всех проданных товаров.
- Улучшить контроль над товаром на всех этапах его транспортировки.
Существуют товары, наличие штрих-кодов на упаковках которых является обязательным условием их беспрепятственной продажи.
Среди таких товаров:
- Товары фармацевтической промышленности (лекарственные средства, медицинское оборудование, БАД, гигиенические средства и др.);
- Продукция пищевой промышленности (все продукты питания, алкоголь, напитки, табачные изделия, сельскохозяйственная продукция и др.);
- Промышленные товары (бытовая химия, стройматериалы, мебель, сантехническое оборудование, парфюмерно-косметическая продукция, спортивные товары и мн. др.).
- Книжная продукция и полиграфия.
Одними из наиболее популярных видов штрих-кодов являются следующие:
- Code 39 – применяется для большинства видов товаров;
- Code 128 – используется для большинства видов товаров во всем мире;
- EAN-13 – код, применяющийся в розничных магазинах всего мира;
- EAN (JAN-8) – применяется для маркировки товаров в небольшой упаковке, где сложно разместить код EAN-13.
Это далеко не полный перечень всех возможных штрих-кодов, а лишь наиболее популярные и универсальные из них. Некоторые из штрих-кодов могут применяться для маркировки узкой сферы продукции, к примеру Standart 2 of 5 для маркировки авиабилетов.
Провести регистрацию штрих-кодов в РФ могут только юридические лица, вступившие в ассоциацию ЮНИСКАН. Присвоение и регистрация штрих-кода организации может занять до 10 рабочих дней, в зависимости от количества продукции, которая подлежит кодированию.
В каком стандарте можно зарегистрировать штрих-код в СЦ «ПРИМАТЕСТ»?
Отвечает эксперт СЦ «ПРИМАТЕСТ» Бугаева Марина: «Наш сертификационный центр занимается присвоением регистрационных номеров производителя товаров и кодированием продукции предприятий в международном стандарте EAN-13. На сегодняшний день продажа совершенно любых товаров не может осуществляться без присвоенного и зарегистрированного штрих-кода. При отсутствии такого кода сам факт продажи будет незаконным, поскольку нельзя будет отследить информацию о товаре, проверить его подлинность, получить информацию о фирме-изготовителе. Штрих-код даёт возможность сделать всё это, минуя какие-либо дополнительные информационные каналы».